Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца

Николай Чудотворец

Праздник святителя Николая Чудотворца, Никола Летний (Вешний), Николин день, Николай-угодник — перенесение мощей, иконография святого, молитва ему, о чем молиться, в чем помогает. Этот день православного календаря имеет на Руси свои традиции и обычаи, с ним связано много примет, особенности народной иконографии святого — Никола Можайский.

22 мая в русской православной церкви всегда отмечают праздник святителя Николая Чудотворца. Этот православный праздник один из самых значимых периода от Пасхи до Троицы. На Руси святителя Николая Чудотворца издавна почитают как  покровителя моряков, детей, путешествующих и торговцев, а также как защитника невинно осужденных людей.

Святитель Николай родился в третьем веке в состоятельной семье, в греческой Ликии, сейчас на этой территории  находится турецкая провинция Анталия. Николай с детства воспитывался в христианских традициях, его дядя был епископом в Церкви, он и рукоположил будущего святителя в сан священника, благословив проповедовать. Прихожане со вниманием отнеслись к новому пресвитеру, полюбили его за милосердие, отзывчивость к чужому горю и невероятную щедрость.

Николай раздавал нищим состояние, которое унаследовал от родителей, стараясь при этом оставаться неузнанным. Он не изменил свое отношение к ближним и тогда, когда был избран епископом города Миры. При этом святитель являл себя непримиримым противником язычников и приверженцев ересей.

Святитель Николай совершил много чудес еще при жизни, поэтому был прозван Чудотворцем — он не только помогал нищим, но исцелял болящих и даже воскрешал усопших.

Церковь Святого Николая Чудотворца в Демре (Миры)

Николай Чудотворец упокоился в глубокой старости. Мощи почивали  в Мирах, где источали целебное миро. Случилось так, что в начале 11 века итальянские купцы перенесли мощи Святителя в Бари, опасаясь, что Миры будут захвачены турками и мощи окажутся в руках неверных. При этом купцы уверяли, что им было видение, в котором они получили повеление о спасении мощей Святителя от поругания.

Для того, чтобы вывезли мощи Святителя в Италию, барянам пришлось прибегнуть к хитрости и даже проявить  некоторое вероломство. С той поры мощи Николая Чудотворца находятся в Бари, где для них специально построили храм. В Римской церкви день 22 мая (по новому стилю) почитается как праздник, а в Греческой долго поминали, как день печали, в память утраты мощей любимого святого.

Турецкая Анталия ведет долгую тяжбу с Италией, связанную с возвращением мощей святого на свое старое место. Рака Николая Чудотворца сохранена, восстанавливается храм, где ранее почивали мощи.

Православные часто обращаются с молитвой к святому Николаю перед дорогой и началом всякого богоугодного дела. Святителю Николаю молятся об удачном замужестве дочерей и о материальном благополучии в трудное время. Святому часто читают по обету акафист, поют тропарь.

Исследователи русской старины считают, что праздник Николы Вешнего (Летнего) один из немногих, что принят «от латинян», а не «от греков».

На Руси Св. Николая особо любят, почитают, ласково называют Никола Угодник. Не исключено, что это произошло потому, что в народном сознании святой Николай слился с былинным героем Микулой Селяниновичем – хлебопашцем, связанным с именинами Матери-Земли, как главной кормилицы. Именно поэтому с праздником Николы-угодника связано много народных примет, которые помогали простому народу в посевных работах.

Николай Чудотворец на Руси сразу стал почитаться как главный народный небесный покровитель. На востоке Николая Чудотворца называли Никола Русский. В своих древних молитвах простые люди передавали ему некоторые функции Бога, иноверцы нередко даже именовали Николу «русский бог».

В церковном календаре есть три праздника Николая Чудотворца. Но на Руси всегда широко отмечали два праздника, так называемых Николу Зимнего и Николу Летнего. И если 19 декабря — день памяти Святителя Николая, всегда связывают с рождественскими традициями, то с летним (вешним) праздником Святого соотносят различные природные приметы и обычаи.

С этого дня разрешалось купаться в реках, начинали выводить коней в ночное. В некоторых местах устраивались «никольщины», когда чествовали пастухов и погонщиков коней, в других местностях собирались на братчины, где решались важные семейные или общественные дела.

В южных районах Руси на Николу совершали крестные ходы вокруг полей, где молились о дожде, после чего шли купаться или обливались водой.

На Николу есть приметы, по которым судили о будущем урожае. Известно много пословиц и поговорок, которые отражают народные верования.

  • До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи — не тужи.
  • Батюшка Никола! Давай дождя большого! На нашу рожь, на бабий лён, поливай ведром!
  • Попроси Николу, а он Спасу скажет.
  • Каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего.

Сложилось несколько иконографических типов Святителя Николая Чудотворца. Иконы, на которых Николай Чудотворец изображался с обнаженной головой, относили к Николе Летнему. Когда Святитель изображался в митре (как в народе говорили «в шапке»), считали, что это Никола Зимний.

Кроме этого, есть ростовые и поясные изображения Святителя. Распространены деревянные скульптуры, причем очень простые, что подчеркивает особую народность святого. Отношение официальной церкви к деревянным скульптурам святых было неоднозначным, так как в целом для православия такие изображения не характерны. 

Особо любим иконографический тип святого, который называют «Никола Можайский». Широко известно предание о защите города Можайска Николаем Чудотворцем. Можайск был осажден врагами, но после того, как жители города горячо помолились святому Николаю, в небе над собором возник сам Святитель в грозном виде. Он предстал со сверкающим мечом в правой руке и с градом Можай в левой, как бы, показывая, что охраняет его. Враги в страхе бежали от стен города. С той поры Святой Никола почитается, как покровитель города.

«Никола Можайский» первоначально был только скульптурным изображением святого, но позже стали писать и иконы такого извода.

Обсуждение закрыто.