Пасха Христова

Пасхальное Богослужение

Пасха — смысл праздника, образы Воскресения Христова «Сошествие Христа во ад» и «Восстание из гроба».

Пасха — самый главное событие православного календаря, смысловой центр всего церковного года – праздник Светлого Христова Воскресения.

Икона Дионисия «Сошествие во ад»

Фреска Пьеро делла Франческа «Восстание из гроба»

Пасха переходящий праздник, он называется так потому, что его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря. Именно относительно Пасхи формируется цикл подвижных двунадесятых православных праздников. Но сам праздник Пасхи не принадлежит к двунадесятым, а стоит как бы над ними, объединяя их в единый круг.

Воскресение из мертвых – основное событие евангельской истории. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам:

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).

В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Снятый с креста и погребенный во гробе Иисус Христос воскрес на третий день, поправ своей смертью смерть, утвердив своим Воскресением возможность спасения человечества. В Евангелии нет повествования о самом моменте Воскресения Спасителя, хотя все евангелисты описывают события, произошедшие после него, добавляя каждый свои подробности.

С первыми лучами солнца ко гробу пришли жёны-мироносицы – те, что шли за Иисусом из Галилеи, были при Распятии и присутствовали при положении во гроб. Они собирались завершить обряд погребения и умастить Спасителя благовониями, но увидели только «мужа в блистающих одеждах», сидящего на гробовом камне, который возвестил им о Воскресении Распятого. Мироносицы рассказали об этом ученикам, пришедшие ко гробу Петр и Иоанн обнаружили там лишь погребальные пелены. Евангелисты рассказывают о том, как до самого Своего Вознесения Господь являлся ученикам, показывал Свои раны и даже вкушал пищу.

Во II веке распространился апокриф, известный как «Евангелие от Никодима» – тайного ученика Иисуса Христа. Он передает рассказ сыновей Симеона Богоприимца, умерших незадолго до Распятия Спасителя, а затем неожиданно вновь появившихся в Аримафее. По просьбе Никодима и Иосифа они записали историю своего воскресения на свитке, рассказав как во ад сошел Иисус Христос и вывел оттуда всех праведников. Этот апокриф в наглядной форме раскрыл смысл Воскресения Иисуса Христа как победы над смертью и спасения от адской бездны и тлена всех уверовавших в него. На основании этого апокрифа сложилась иконографическая традиция, изображения Сошествия Христа во ад, которая распространилась и на Руси.

Описание иконы Дионисия «Сошествие Христа во ад» из Ферапонтова монастыря

Икона «Сошествие во ад» из местного ряда Богородице-Рождественского собора написана известным московским живописцем Дионисием вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром в самом начале XVI века. Икона выполнена в полном соответствии с византийским иконографическим каноном праздника, но обладает своеобразием, отразившем сложившийся в русских монастырях обычай изображать олицетворения добродетелей и пороков, обозначая их особыми надписями. Подобная иконография «Сошествия Христа во ад» сложилась под влиянием назидательных сочинений восточных аскетов, прежде всего преподобного Иоанна Лествичника. Искусствоведы предполагают, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, сформировались к XIV веку под влиянием широко распространенного на Руси «Жития Василия Нового», где подробно описаны видения Рая, Страшного Суда и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а человеческим порокам противопоставлены добродетели. Предполагают, что внимание к такому пониманию события Сошествия Христа во ад возникло из-за сильных эсхатологических настроений.

В центральной части иконы Дионисия мы видим, как Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, вокруг Него расположены фигуры восстающих из гробов праведников. Это происходит на фоне драматической баталии сил добра (ангелов) с силами зла (демонами), чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Символическое значение образов бесплотных сил поясняется соответствующими надписями.

Легкие золотистые горки обрамляют представление основного события Воскресения Христа. Над черным провалом ада, на перекрестье поверженных адских врат, торжественно стоит Иисус Христос – подлинный Царь Славы в образе человека. Фигура Спасителя нарисована легкой и невесомой, это передано светлыми одеждами, пронизанными золотистым свечением соответственно словам «одеющагося светом, яко ризою». Он изображен на фоне Славы — голубой мандорлы, света, которую Он принес во тьму ада.

Спаситель широко раскинул руки, одной из них Он выводит из гроба Адама, а другой – Еву. За Адамом следуют величественные старцы – библейские патриархи Авраам, Исаак и Иаков. За ними виден юноша в шкуре – Авель, сын Адама и Евы, а также увенчанные коронами Давид, Соломон и пророк Даниил в особом головном уборе. Вслед за Евой подымаются из гробов праматери, простирая ко Христу свои руки. Следом за ними стоит Иоанн Предтеча, который показывает на Христа, объясняя Его приход. Рядом  с ним взирает на Спасителя старец с ковчегом в руках – праведный Ной, спасший каждой твари.

За этими персонажами Священной Истории по обе стороны от Христа идут те, чьи фигуры не так хорошо узнаваемы. Они показывают возглавляемое Адамом и Евой бесконечное, уходящее за мандорлу шествие выходящих из ада праведников. Лики идущих за Христом чисты, их разноцветные одежды пронизаны светом, они противостоят мраку и тьме ада. Черноту подчеркивает и белизна одежд только подымающихся из гробов. В этой тьме выделяются ангел и архангел, которые сковывают сатану, чем утверждают окончательное торжество света.

Икона показывает не только полноту победы, но и путь к ней. Над сияющим со славе Христом два ангела высоко возносят крест – средство смерти и страдания, явившееся орудием победы над злом. Голубая мандорла заполнена легкими, почти не различимыми двенадцатью ангельскими фигурами. В небольших белых сферах, которые они держат в руках, видны надписи, означающие различные добродетели – милость, девство, пост, смирение, любовь, мир, кротость, радость. Длинными копьями с острыми трехзубыми завершениями они точно поражают серых демонов, над которыми видны надписи – блуд, ярость, мздоимство, жадность. Только добродетелями побеждаются людские пороки и обретается полнота дарованного Христом спасения.

Этот образ Воскресения Христова прямо связан со словами псалма

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его …; Яко исчезает дым, да исчезнут…».

Фреска «Восстание из гроба» Пьеро делла Франческа

По другому подходили к моменту Воскресения Спасителя католические мастера, они часто изображали сам выход Христа из гроба и испугавшихся стражников вокруг Него. Вариации в толковании подробностей важнейшего события объясняют то, почему художники отражали его по-разному. Особенно это касается изображения стражников: меняется их количество, состояние и расположение возле гробницы на картинах различных художников.

Пьеро делла Франсческа обращается к упоминанию Матфеем сна охраняющих Распятого. Апостол рассказывает о том, что первосвященники заплатили стражникам за то, чтобы они сказали: «ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали». В центре композиции представлен Иисус Христос. На Нем алая тога, которая не скрывает раны от копья в подреберье и от гвоздей на кистях и стопах. В руках Христос держит белоснежное знамя с начертанием креста. Такая иконография евангельского события получила название «Восстание из гроба» и распространилась в Западной церкви начиная с XI века. Таким образом, событие Воскресения Христа показывалось в его «историческом», земном аспекте. Католический художник изображал не только Самого воскресшего Спасителя, но и выбирал зрителей происходящего – ангелов или воинов, стерегущих Гроб, реакция которых разнится от бесчувствия до отчаяния, и от испуга до ликования.

Во время формирования традиции раскрытия темы праздника, Христос, восстающий из гроба, держал в руках свиток, крест или Евангелие. Начиная с XII века в руках Христа стали изображать флаг – белый крест на красном фоне или как у Франчески – красный крест на белом фоне. Зачастую флаг называют «хоругвь», по ассоциации с церковными знаменами, на которых изображены иконы. Иногда «лабарум» или «орифламма» — небольшой штандарт, которым был благословлен Карл Великий, как правитель «возрожденной» Священной Римской Империи. Ясного понимания, почему Христа стали изображать со знаменем, нет. Христианские апологеты, критикуя язычников за поклонение неодушевленным предметам, использовали в качестве примера и культ военных знамен – знаменам приносились жертвы, перед ними клялись и давали обеты, им молились о победе; раннехристианское искусство не включало этот имперский, но языческий знак в свой символический ряд. Искусствоведы предполагают несколько вариантов причин появления флага в руках у Христа, почему именно знамя с крестом оказалось в Его руках вместо самого креста.

Высказывалось предположение, что флаг появился под влиянием гимна латинского поэта и епископа Венанция Фортуната (VI век) «Знамена вперед царя, светит тайну Креста, плоти в плоть творца…». Иногда изображение Христа над гробом со знаменем, сопоставляли с Константином, поднявшим лобарум с крестом над своим войском. Искусствовед С.В. Иванова связывает появление флага с крестом в руках Христа с орифламмой, объясняя, почему сначала именно для Англии и Франции, а начиная с XIV века для Италии и Испании, изображение Христа с флагом становится повсеместно распространенным.

Какова бы не была причина появления флага в руках у Спасителя в сцене Воскресения, в христианстве утвердилась традиция признавать за ним некую метафорическую функцию и объяснять его появление победным значением.

На картине Пьеро делла Франчески неподвижная фигура Иисуса Христа доминирует над четырьмя спящими солдатами. Искусствоведы полагают, что их глубокий сон представляет сон человеческого духа, которого еще не коснулось божественное озарение. Состояние человечества показывает пейзаж за спиной Христа. Он символически разделён на две части: слева — зимние чёрные ветви и голая земля, а справа — весенняя растительность, зеленая листва и пробивающаяся трава. Это напоминает о новой жизни, которая берет начало после Воскресения Иисуса Христа.

Искусствоведы полагают, что на фреске Пьеро делла Франчески в четырех стражниках у гроба Спасителя флорентийское кватроченто, увлеченное изображением фигур в сложных положениях, нашло одно из высших своих достижений. Как во времена художника, так и сейчас, смотрящих на фреску удивляет, насколько верно Франческа смог найти изгиб спины у солдата в зеленом плаще. Хотя римский воин справа написан в довольно сложном ракурсе, художнику удалось точно «посадить» его красивую голову на мощную шею и отчетливо передать напряженность его правого плеча. При этом, отмечается яркое своеобразие живописной палитры художника, который смог слить звучание отдельных красок — зеленой, алой, лиловой и золотисто-коричневой — в общую гармонию, передав их жемчужный оттенок в серебре рассветного освещения. Кульминационным моментом представленного является контраст между расслабленными фигурами спящих стражников и напряженной, выпрямленной фигурой Христа. Он, Воскресший из мертвых, показан здесь более цельным и живым, чем спящие в неудобных позах, пропускающие главное событие Священной истории римские воины.

По мнению искусствоведов, в образе солдата в коричневой одежде, откинувшего голову назад, Пьеро делла Франческа изобразил себя.

Источник описания иконы, фрески

Обсуждение закрыто.