Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня в православной календаре – особенности, история, значение, икона и тропарь праздника, народные традиции, обычаи и приметы.

Рождество святого Иоанна Предтечи называют в народе Иванов день и всегда отмечают 7 июля по новому стилю, этот православный праздник всегда приходится на Петровский пост.

Святой Иоанн Предтеча был рожден от праведных Захарии и Елисаветы, находившихся уже в преклонном возрасте. Захарии было предсказано рождение вестника Спасителя, но он не поверил и сразу потерял голос, который вернулся только после рождения сына.

Икона Рождество Иоанна Предтечи

Когда святая Елисавета носила младенца во чреве, к ней приходила Дева Мария со Своей радостной вестью. Святой Иоанн, еще находившийся в утробе праведной Елисаветы, приветствовал Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия «играньми, яко песньми».

После Рождества Христова Ирод приказал убить всех младенцев и Елисавета с младенцем Иоанном, скрываясь, ушла в пустыню и позже там скончалась. Иоанн рос в пустыне один, питаясь медом диких пчел, насекомыми и дикорастущими растениями. Один из распространенных  образов Предтечи так и называется «Иоанн Креститель Ангел пустыни». Предтеча Христов изображен на этой иконе в одеянии из шкур диких зверей, часто с ангельскими крыльями. Иногда, на иконе изображается чаша с усеченной главой Предтечи.

Иоанн Предтеча - ангел пустыни
Иоанн Предтеча — ангел пустыни

Иоанн находился в пустыне до той поры, когда ему пришло время выйти на проповедь о покаянии. Вскоре он крестил в Иордане пришедшего в мир Господа. На иконе Крещения Господня всегда изображается Иоанн Предтеча.

Распространен образ «Усекновение главы Иоанна Предтечи», он относит нас к последним мгновениям его жизни. Это событие — гибель Иоанна от рук слуг Ирода Антипы по просьбе Соломии вспоминается в сентябре.

В тропаре рождества Иоанна Предтечи вспоминается само событие праздника, глас 4:

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

В празднике Иванов-день объединилось церковное значение со старинными народными обычаями, многие из которых осуждаются Церковью.

В северо-западной части Руси считали, что именно с этого дня лето полностью входит в свои права – солнечные дни стоят самые длинные. Издавна в народе в это время совершали очищающие обряды, связанные с огнем и водой. Элементы этих обрядов, часто имели сексуальный характер и частично сохранялись в народе вплоть до XIX века. Бывало, что в эти дни устраивались «ритуальные бесчинства» — делались незначительные вредительства односельчанам, исследователи связывают их с древними верованиями — охранительными ритуалами. Различные действия заканчивались ритуальным очищением – прыжками через огонь и омовением в воде.

Церковь всегда осуждала «ритуальные бесчинства», а также гадания на воде как противоречащие христианскому вероучению. Постепенно, ритуальное очищение утрачивало сакральное значение, оставаясь просто красивой традицией.

Народ сохранил много сказаний об этом дне. Одно из самых известных – о цветке папоротника. Считалось, что именно в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и нашедший этот цветок обретет счастье.

Считалось, что от Троицы до Иванова дня зелень набирает самую силу, поэтому собранным в ночь на Ивана Купалу травам придавалось особое значение. Селяне верили, что они имеют большую силу изгонять злых духов и всякую нечисть, поэтому использовали ее не только в лечебных целях, но и в качестве оберегов.

  • С этим днем связаны народные погодные приметы:
  • Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке;
  • На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься;
  • На Ивана Купала появляются светляки;
  • Так как с этого дня в Нечерноземье начинались покосы, там говорили:
  • Иванов день пришёл, траву собирать пошёл.

Обсуждение закрыто.