Воскрешение Праведного Лазаря — Лазарева суббота

Лазарева суббота, Воскрешение Лазаря в православной календаре – история, смысл праздника; описание иконы и фрески на эту тему; традиции и обычаи и особенности трапезы дня.

История и описание праздника

Описание иконы «Воскрешение Лазаря»

Описание фрески Джотто «Воскрешение Лазаря»

Народные традиции и обычаи Лазаревой субботы

История и описание праздника

Лазарева суббота один из главных праздников в Русской православной церкви, который всегда отмечается в последнюю, шестую неделю Великого поста, перед Страстной седмицей.

О воскрешении Лазаря говорит евангелист Иоанн в 11 главе своего Евангелия, изложив это событие во всех подробностях. Лазарь жил в Вифании вместе со своими сестрами Марфой и Марией. Иисус Христос очень любил эту семью и как только узнал, что Лазарь болен, сразу отправился к нему.

Иисус Христос сказал:

«сия болезнь несть к смерти, но о славе Божей, да прославится Сын Божий ея ради» (Ин. 11:4).

Спаситель не торопился:

«Егда же услыша, яко болит, тогда пребысть на немже бе месте два дни» (Ин.11:6).

Но как только сообщили, что Лазарь умер, Иисус сказал, что:

«… друг наш успе: но иду, да возбужу его» (Ин.11:11).

К тому времени, когда Христос пришел на место, Лазарь уже четыре дня, как скончался. Спаситель сначала встретился с Марфой, а потом и с Марией, в сопровождении утешающих. Все отправились к том месту, где Лазарь был погребен. Когда камень отвалили, Иисус Христос помолился и призвал: «Лазаре! Гряди вон», после чего Лазарь вышел из пещеры в погребальных пеленах, которые Спаситель повелел развязать.

Пришедший ко гробу народ удивился, «многие уверовали», пишет евангелист, но «нецыи же от ни́х идо́ша к фарисе́ом и реко́ша и́м, я́же сотвори́ Иису́с» (Ин. 11:46). После чего фарисеи собрали совет, на котором «совещаша, да убиют его́» (Ин. 11:53).

Незадолго до собственной смерти, Христос сотворил чудо, которым подтвердил возможность воскресения. В церковном календаре суббота воскрешения праведного Лазаря находится непосредственно перед Вербным воскресением. Но надо знать, что фактически эти два события произошли не друг за другом, между ними прошло примерно один-два месяца.

Лазаря часто называют «Лазарь Четверодневный», а также «друг Божий». Церковное предание доносит до нас, что после своего воскрешения этот праведник прожил еще 30 лет и служил епископом в город Китион (сейчас Ларнак), на Кипре, где и был похоронен. Чествование Лазаревой субботы установлено в Церкви еще в первые века христианства.

Описание иконы «Воскрешение Лазаря»

Сюжет воскрешения Иисусом своего друга Лазаря был популярен у иконописцев и чаще всего писался по единому иконографическому канону.

Воскрешение Лазаря из церкви на Волотовом поле

Евангельский сюжет о воскрешении праведного Лазаря стали разрабатывать еще в катакомбном искусстве. Воскрешение трактовалось как прообраз воскресения Самого Христа и напоминало о Страшном Суде, когда все должны будут восстать из своих гробов, подобно Лазарю. В римских катакомбах насчитывалось более двадцати изображений на этот сюжет – от простых двуфигурных, до сложных, наполненных деталями и персонажами. Вероятно, тема воскрешения Лазаря связывалась с надеждой на скорое воскресение захороненных в катакомбах первых христиан.

Евангельский текст в IV веке был переработан Святителем Епифанием Кипрским, именно благодаря ему иконография дополнилась деталями и уже к VI веку полностью сложилась.

Выработанная схема представляет Христа в окружении группы апостолов, он воскрешает Лазаря, спеленутое тело которого иногда поддерживают, а иногда начинают снимать покровы окружающие, один молодой человек при этом закрывает нос краем одежды. Между Христом, расположенным в левой части композиции и пещерой с гробом Лазаря, в правой части, помещена группа иудеев. Мария и Марфа припадают к ногам Иисуса.

Икона «Воскрешение Лазаря» из церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода, написана как раз в соответствии с таким типом, ее написание относят к 70-80-м годам XV века.

Эта икона, созданная в эпоху расцвета древнерусского искусства, необычайно глубоко воплощает сказанное евангелистом Иоанном. Иисус Христос, полный одухотворенной силы, благословляет поднявшегося из гроба спеленутого, еще совсем потустороннего Лазаря. Горки над Иисусом сияют розовыми, желтыми, серебристыми оттенками, словно сама земная твердь залита сопутствующим чуду ослепительным светом. За Иисусом Христом стоят апостолы, они самоуглубленно размышляют о свершившемся пред их глазами.

Между Спасителем и Лазарем находятся иудеи, их лица выражают разнообразные чувства и мысли – потрясение, сомнение, а также просветление от обретенной веры. Один из них пытается снять с Лазаря покровы и зажимает нос. Этим напоминаются слова Марфы: «Господи, уже смердит: четверодневен бо есть» (Ин. 11:39). Зев пещеры окаймлен горками, они взметаются вверх, подобно языку пламени.

Светла вера на лицах припавших к ногам Иисуса Христа Марии и Марфы. Разным цветом одежды выразил иконописец своеобразие служения каждой из них: темный наряд Марфы соотнесен с ее земными трудами, алый убор Марии, как знак осенившей ее радости от явленного чуда, приобщающего к «единому на потребу».

Городская стена, объединяющая горки, напоминает о грядущем торжественном въезде Господа в Иерусалим перед Страстной седмицей. Ведь в годовом круге церковных богослужений, Лазарева суббота всегда предшествует празднику Входа Господня в Иерусалим. Мастерство неизвестного древнего иконописца проявилось в умении уравновесить насыщенную композицию центральной части иконы, разместив горизонтальную линию городской стены в ее верхней трети.

Описание фрески Джотто «Воскрешение Лазаря»

Католические художники также нередко получали заказы на этот сюжет. Самая известная фреска принадлежит кисти известного итальянского художника периода кватроченто Джотто. Его фреска «Воскрешение Лазаря». в общих чертах отвечает традиционной иконографии сюжета.

Фреска Джотто Воскрешение Лазаря

Джотто наполнил византийский иконографический канон в соответствии с пониманием своего времени, попытавшись передать пространство, сделать фигуры объемными и смело использовать изображение в профиль. Каждый традиционный персонаж евангельского сюжета на фреске Джотто предстает как драматический герой. Искусствоведы считают, что именно с Джотто начинает зарождаться реалистическое направление религиозного искусства, изменившее весь дальнейший ход истории развития живописи.

Художник размещает главных действующих лиц композиции по сторонам, располагая в центре фрески эмоционального молодого человека в светло-зеленом одеянии. Это самая динамичная фигура росписи, она словно служит тем ключом, который помогает развернуть весь сюжет. Неслучайно, автор отделил от слитной массы тел средней части изображения правую кисть молодого человека. Она направляет внимание на сосредоточенный лик Иисуса Христа, отдельно выделенный на синем фоне неба, тогда как все остальные персонажи объединены в группы. Благословляющая рука Иисуса задает дальнейшее направление движения взгляду, который отталкивается от всплесков рук удивленных свидетелей чуда, чуть задержавшись на крупной фигуре пожилого мужчины, выделенного нимбом, останавливается на спеленутой фигуре Лазаря и неизвестной женщины за ним. Дальнейшее движение взгляда направляется косо расположенным гробовым камнем, специально выделенным узором, к Марфе и Марии, припадающим к ногам Иисуса Христа. Их нимбы вновь обращают внимание к Спасителю, рука которого опять приводит всю композицию в движение. Таким образом, Джотто, сохраняя положение большинства фигур статичными, наполняет изображение внутренней энергией, которая помогает полностью прочувствовать евангельский сюжет.

Рядом со Христом традиционно изображали апостолов, принято считать, что художник поместил на этой фреске Петра и Иоанна. Лица женщин скрыты одеждой, этим напоминаются слова Марфы о запахе тления. Предполагают, что высокий мужчина, помогающий Лазарю снять пелены – Иосиф Аримафейский. Интерес вызывают два персонажа, отодвинувшие камень от гроба. На первый взгляд, они выглядят детьми, так как имеют небольшой рост. Однако детям такой камень сдвинуть явно не под силу. Вероятно, здесь художник следовал древней традиции изображения второстепенных персонажей меньшими по размеру, чтобы, не упуская важных деталей, не отвлекать внимание от главного.

Лазарева суббота – народные традиции и обычаи

В народной традиции западных славян в этот день для девочек-подростков проводили особый обряд. Девочки группами ходили по домам и пели особые песни, это называлось делать «лазари». За песни они получали в подарок разную еду, в том числе сырые яйца, для того, чтобы вскоре их покрасить к Пасхе. Только те девочки, что участвовали в лазарных гуляньях, могли летом «невеститься» и водить хороводы.

В Лазареву субботу Русская православная церковь благословляет послабление поста, поэтому можно вкушать не только вареную пищу с растительным маслом и красное вино, как в обычные субботние дни. В Лазареву субботу на Руси традиционно едят рыбную икру.

Считают, что традиция вкушения икры на Лазареву субботу сформировалась потому, что люди связывали воскрешение Лазаря на четвертый день после его смерти для новой жизни и понимание рыбной икры, как некого символа зарождения новой жизни.

Проводить большие застолья в Лазареву субботу на Руси не было принято – устраивались только домашние трапезы. Издавна в этот день хозяйки готовились к Вербному воскресенью, празднику следующего дня, когда можно есть рыбу. Вечером в Лазареву субботу, накануне воскресного дня — праздника Вход Господень в Иерусалим, в православных храмах первый раз освящают вербу.

Источник описания иконы и фрески Экзегет.ру и Экзегет.ру

Обсуждение закрыто.