Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение
Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы — особенности, смысл, его традиции, обычаи и приметы, сравнение иконы и алтарной картины праздника. Можно ли девице плести косу в этот день, каких птиц нельзя выпускать на волю в Благовещение и почему.

Описание праздника Благовещение

Устюжская икона Благовещения

Фра Беато Анджелико «Благовещение»

Народные традиции праздника — когда отпускать птиц, можно ли работать

Описание праздника Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных христианских праздников, который отмечается 7 апреля и почти всегда выпадает на Великий пост. Его празднуют ровно за девять месяцев до события Рождества Христова, он относится к богородичным. Именно в этот день Архангел Гавриил был послан Богом Деве Марии и возвестил Ей о рождении Младенца от Духа Святого. Об этом нам рассказывает только один евангелист – Лука.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Божий вестник явился перед Марией и сказал:

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами» (Лк.1:28).

Именно эти слова посланника Божьего мы вспоминаем во время молитвы:

Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Мария удивилась сказанному, а Гавриил успокоил ее сказав:

«не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Лк.1:30-31).

Воспитанная в благочестии и зная, что по родительскому обету отдана Богу, Мария спросила:

«Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34).

Ангел объяснил Деве, как это произойдет:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35).

В ответ Мария сказала простые слова, послужившие основанием для будущего спасения человечества:

«се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

Отцы Церкви считают, что когда Пречистая Дева так произнесла, и свершилось непорочное зачатие Иисуса Христа.

Апокрифические тексты дополняют это повествование. Именно они служат основой для разнообразной иконографии Благовещения. К примеру, не редко мы видим прядение Марией красной нити, так как согласно апокрифам, в тот день Она занималась изготовлением пурпурной завесы для храма.

Церковь учит, что Бог умалил Себя до человека, а Богородица, приняв Младенца, превзошла весь человеческий и ангельский мир.

Благовещение стало началом исполнения данной Адаму и Еве Божественной заповеди, согласно которой «семя жены» победит врага рода человеческого. «Семя жены» — такой образ был дан безмужнему зачатию Спасителя Девой Марией.

В Ветхом Завете было дано пророчество о рождении Спасителя:

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» ((Ис. 7,14).

Имя Эммануил имеет значение «с нами Бог», нередко его можно встретить на изображениях Христа-младенца.

На всех иконах Благовещения представлено явление архангела Гавриила Деве Марии. Не редко на них присутствует луч, как символ явления Бога и зачатия Христа. Иногда Мария держит в руках красную нить или на иконе присутствует изображение веретена или прялки, так как по преданию в этот день она занималась рукоделием.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается как путник или посланник с тростью. Реже — со свечой или зеркалом — как вестник тайн. Иногда присутствует на иконе цветок белой лилии, как Символ благословения.

Архангел Гавриил и Богородица на иконе всегда обращены друг к другу, причем Дева Мария не редко показана в момент поворота к Вестнику. Их фигуры иногда изображаются строго вертикально, но часто Дева Мария сидит, иногда Архангел преклонен на одно колено.

Устюжская икона Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение Устюжское – одна из немногих, так называемых «домонгольских» икон. Она выполнена я традиционной иконописной технике – яичной темперой по составной доске, скрепленной специальными плашками по оборотной стороне. Ее уникальность подчеркнута большим размером, тогда как иконы «Благовещения» более позднего написания, как правило, не так велики. Икона неоднократно реставрировалась, с XVII века была почти полностью покрыта драгоценными ризами, которые были увезены солдатами Наполеона и позже восстановлены на пожертвования верующих. Окончательно икона утеряла свой золотой оклад после революционных событий начала XX века, когда стала музейным экспонатом.

В основе иконы лежат древние образцы, ее иконография, по мнению искусствоведов, восходит даже не к византийскому, а к раннехристианскому изводу. Архангел Гавриил и Богородица показаны в полный рост, на иконе нет ничего, что может рассеять внимание и отвлечь от молитвы. Исследователи предполагают, что позади Богородицы ранее находился престол, однако до нас дошло только его подножие, на которое опирается Пресвятая Дева.

Златовласый архангел предстает на иконе исполненным благодати, он изображен в сияющих медвяно-голубых одеждах. Гавриил парит, не касаясь опоры ногами, едва обратившись к Богородице. Его прекрасные крыла опущены, правую руку он простер к Деве в жесте ораторского приветствия, левой опирается на жезл. Одеяние Марии исполнено в соответствии с каноном. Она одета в винно-красный мафорий и хитон глубокого синего цвета. Однако мы не видим трех звезд, символизирующих девство Богородицы во всех этапах ее благого стояния пред Господом, может быть, они были утрачены почти за тысячелетнюю жизнь иконы. Пречистая смотрит вперед, но голова чуть склонена к посланцу – Она внимает словам вестника, обретает принесенную благодать. На иконе зримо представлен и итог этого обретения – запечатленный на груди Марии Спас Эммануил. Богомладенец обнажен, но имеет набедренную повязку, напоминающую о грядущем распятии. Правая рука Иисуса благословляет, левая отведена в сторону с открытой ладонью. Мария показывает на обретаемого Младенца правой рукой, через которую перекинута нить красной пряжи, тянущаяся от кудели, которую она держит в левой руке – все это словно символизирует сакральную тайну «прядения» плоти Младенца из крови Матери.

Древний мастер раскрывает потаенную глубину светлого чуда — могучий вестник и кроткая Дева являют собой самую суть евангельского рассказа о благой вести.

Над Девой и предстоящим Ей архангелом в разверзнутых небесах изображен Христос «Ветхий деньми», восседающий на херувимах. В левой руке он держит свиток с пророчествами, которые исполняются в данный момент. Правая рука – благословляющая, от нее идет малозаметный синий луч, являющий Святой Дух и направленный на плечо Марии.

Событие Благовещения всегда изображается на Царских вратах в алтарной преграде православных храмов.

Изображение Благовещения один из самых распространенных иконописных сюжетов не только в православной церкви, но и в католической.

Фра Беато Анджелико «Благовещение»

Композиция картины Фра Беато Анджелико своеобразна. С помощью архитектурных элементов, которые в характерном для кватроченто стиле изображают Иерусалимский храм, картина визуально делится на три, примерно равные, части. Справа размещена дева Мария с раскрытой книгой. Перед ней, то есть в центре, находится преклоняющий колена златовласый юноша с крылами — архангел Гавриил. Фигуры архангела и Марии разделены колонной, которую завершает скульптурный медальон с изображением Бога-Отца.

Картина насыщена сочным голубым цветом – платье Девы Марии перекликается с небом Райского сада и подобным ему сводом, венчающим портик.

В левой части произведения размещена сцена изгнания Адама и Евы из Рая после грехопадения. Райский сад изображен  так подробно, что можно рассмотреть растительность. Там есть белые розы, символизирующие чистоту Богоматери, красные розы, напоминающие о страданиях Спасителя и пальма – возвещающая о грядущей славе Иисуса Христа. Адам и Ева попирают ногами яблоки, оказавшиеся по вине врага орудием их совращения. В левом верхнем углу в ореоле света видны две длани, от которых исходит луч, направленный к Богородице. Он несет голубя – сходящего на Нее Святого Духа. То, что не выполнила Ева, исполнила «новая Ева» – Богородица. И если в левой части картины ангел изгоняет прародителей из Рая по велению Божию, то в центре Божий вестник почтительно преклоняет колена перед Девой.

Хотя позже Фра Анджелико неоднократно возвращался к написанию Благовещения, но такого подробного изложения сюжета изгнания Адама и Евы из Рая больше не повторялась.

Связь двух библейских эпизодов имеет глубокое богословское обоснование и восходит к библейским словам:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…» (Быт. 3, 15).

Не смотря на время Великого поста, облачения священнослужителей и убранство храма в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы голубые.

Народные традиции праздника — когда отпускать птиц, можно ли работать

Самая яркая традиция этого праздника связана с отпусканием на волю птиц. Это древнейший народный обычай встречи весны нашел место в годовом церковном круге. На это повлияло, в том числе и то, что по церковному преданию Святой Дух являлся именно в виде птицы — голубя. Народная душа чутко откликнулась на это, объединив в своем сознании птиц, святость и свободу.

У деревенской детворы были распространены особые песенки-веснянки:

«Уж ты, ластовка, ты касатая,
Ай, лели-лели, ты касатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай, лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай, лели…»

«Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!»

В долгие зимние месяцы во многих российских домах держали птиц. И вот весной, на Благовещение их выпускали на волю и верили, что Господь даст счастье тому, кто выпустил птиц из неволи.

Однако вопрос отпускания птиц имеет свои особенности. Когда птица сидит долго в клетке, она привыкает к такому содержанию и утрачивает способность самостоятельной добычи корма. При неблагоприятном стечении обстоятельств, такая птица на свободе быстро погибает. Вред не будет причинен, если выпускать птиц, специально отловленных к этому дню птицеловами, их можно узнать по активному поведению в клетках.

В православных храмах после служб на Благовещение часто выпускают голубей. Белоснежные голуби поднимаются в небо, собираются в стаи и потом чаще всего возвращаются на свое место содержания в родную голубятню. Такое выпускание птиц безопасно, надо только обратить внимание на то, чтобы птицы были обязательно напоены – без воды голуби слабеют и не могут подняться высоко в небо для того, чтобы найти свой дом.

Ранее на Благовещение существовал обычай дарования свободы не только птицам, но и людям. Традиционно в этот праздник из тюрем выпускали должников, заключенные даже специально ожидали дня Благовещения, в надежде оказаться на воле.

Известна поговорка «На Благовещение птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Говорит ли она о том, что в этот день даже приводить себя в порядок грешно? Смысл поговорки кроется в первой ее части – птица не занимается бытовыми заботами, а славит Бога, как божья душа.

Народные слова в краткой форме сообщают нам следующую мудрость из апостольского послания:

«Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:9,10).

Источник Экзегет.ру, Экзегет.ру

Обсуждение закрыто.