Вознесение Господне

Вознесение Господне

Праздник Вознесение Господне в православном календаре — история, смысл, западная и восточная иконография, тропарь, традиции, народные обычаи и приметы праздника

Особенности праздника Вознесение Господне

Описание иконы Вознесения XIV в. из Ново-Вознесенской церкви Пскова

Описание алтарной панели Вознесение Иисуса, Андреа Мантенья

Народные традиции и обычаи праздника Вознесения Господня

Особенности праздника Вознесение Господне

Вознесение Господне переходящий праздник и всегда отмечается на 40-ой день после Пасхи — в четверг шестой седмицы. Он относится к двунадесятым господским праздникам, то есть в этот день особо почитают Иисуса Христа.

Евангелисты рассказывают, что после своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам, но о Вознесении Иисуса Христа кратко упоминают только Марк и Лука. В начале Книги Деяний апостольских это событие описывается более подробно.

На сороковой день после Своего Воскресения, Христос пребывал на Елионской (Масличной) горе со своими учениками и Пресвятой Матерью. Он повелел им не отлучаться из Иерусалима и ожидать обещанного от Отца крещения Духом Святым. Апостолы стали спрашивать, не пришло ли время царства Израиля? Но Господь ответствовал им, чтобы не думали о сроках, «которые Отец положил в Своей власти», но готовились к принятию Духа Святого, что даст им силу свидетельствовать о Нем «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». После этих слов, Спаситель «от горы Масличныя вознесеся во славе» на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов.

Вознесение Господне

Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым. Стихира праздника говорит о том, что «с земными яко человек пожив днесь от горы Елеонской вознесся во славе и падшее естество наше милостиво вознес, Отцу спосадил его».

Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. Первоначально празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялись, их отмечали в одно время. Лишь к концу IV века Троицу и Вознесение стали славить как отдельные праздники. Первые христиане собирались на горе Елеон, откуда Господь вознесся на небо, там совершалась служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Праздник Вознесения

Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.

Богослужение на Вознесение совершается священниками в белых облачениях, этот цвет призван символизировать нетварный Божественный свет.

Тропарь гл.4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Иконописный канон праздника Вознесения сформировался в Византии к VI веку, русские мастера приняли его почти без изменений. Иконы являют внутренний смысл праздника: восседание Спасителя по Вознесении «одесную Отца» — подобие того, как Господь явится по Своем Втором пришествии и заповеданную проповедь Христа давать учения «всем землям». Иконы показывают, как Богородица и апостолы славят Вознесение Христа исполняясь радостью и передавая ее постигающим таинственное событие людям. Иконы Вознесения Христова полностью описывают событие и следуют установленным канонам изображения, которые поддерживают все иконописцы. По традиции, двенадцать апостолов изображаются стоящими или коленопреклоненными, в центре меж ними находится Богородица. Над их головами на облаке в окружении ангелов возносится Спаситель. Иногда на иконе размещают изображения Елеонской горы со следом ноги Иисуса Христа.

Описание иконы Вознесения XIV в. из Ново-Вознесенской церкви Пскова

Икона «Вознесение Господне» XVI век, Псков

Обратим внимание на икону Вознесения из Ново-Вознесенской церкви Пскова, которая полностью соответствует византийским традициям, однако имеет и свои особенности.

Мягко мерцает золотой фон, придающий вечное звучание событию Вознесения Господня. Светлые горки с белыми вспышками света, с растущими на них деревьями и легкой растительностью, подымаются легкой дугой чуть выше середины иконы. Они изображают не только Елеонскую гору, но и всю землю, покинутую вознесшимся Христом. Сверху парит Сам Спаситель, человеческое естество явлено в нем полно, но хитон и гиматий пронизаны свечением, золотые лучи расходятся от Него во все стороны. Окружающая Христа мандорла темно коричневая, это показывает непостижимость для человеческого сознания исходящего от Бога света. Интересно, что темная мандорла является одной из характерных черт псковских икон «Вознесения».

Художник окружает возносящегося Христа шестью парящими ангелами в пронизанных золотом алых, желтых и зеленых одеждах. У четырех из них в руках трубы, они возглашают на весь мир о свершившемся. Подлинным Вседержителем, Пантократором, победившим страдания и смерть, достойным воссесть «одесную Отца», предстает Иисус Христос. Радость и надежду несет то благословение, которое Он посылает Своей десницей оставляемой земле, стоящим на ней ученикам и Богородице.

Пресвятая Матерь стоит с воздетыми в жесте моления руками. Происходящее открывается Ей в своей истинной сути, об этом свидетельствует просветленный лик и свет, пронизывающий Ее одежды. С обеих сторон Богородицу окружают апостолы. Они взирают на Христа с радостным потрясением, это подчеркнуто жестами и благостью ликов, свет наполняет их алые, темно-розовые, зеленые и нежно-желтые одежды. В их руках свитки, символизирующие обретенное апостолами божественное знание.

Между Богородицей и апостолами стоят два ангела – те «мужи в белых одеждах», что явились согласно Луке на месте Вознесения. Их выделяющиеся фигуры и мерцающие золотом нимбы усиливают ощущение света и радости, исходящее от иконы. Воздетые вверх руки и крыла указывают на Иисуса Христа, как на источник благодати не только для апостолов и Богоматери, но и для всех смотрящих на икону.

Свет, изливающийся от Спасителя на покинутую Им землю, апостолов и Богородицу, блистающий звездами и лучами на мандорле, передан не яркостью белил, а золотом – им прописаны горки, тщательно прорисованные орнаменты и складки одежд, узоры на нимбах.

Еще одной особенностью всех псковских икон Вознесения, начиная с XVI века, является изображение камня, на котором, по Преданию, остался отпечаток ног Спасителя. Это связывало молящихся с реликвией, хранящейся в часовне на Елеонской горе, а также к ветхозаветным пророчествам: «Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43: 7). На этой иконе камень не выделен цветом – написан желтым на золоте фона, хотя нередко художники его делали таким же темным, как мандорлу.

На основе византийского канона древнерусские мастера с помощью обычных живописных средств – линии, света и цвета, передавали новые грани образа, сохраняя при этом радостное звучание события Вознесения Господа Иисуса Христа в Небесной славе.

Описание алтарной панели Вознесение Иисуса, Андреа Мантенья

Вознесение Иисуса

По иному передают особенности события Вознесения католические мастера. Панель «Вознесение Господне» Андреа Мантеньи является частью алтарного триптиха, который находится сейчас в галерее Уфицци. Пресвятую Матерь окружают двенадцать учеников Христа, они в изумлении наблюдают, как Спаситель возносится на небо. Западное схоластическое богословие стремилось объяснить происходящее рационально, поэтому логическое понимание евангельских событий всегда проявлялось в отображении их католическими художниками.  Вознесение Христа на картине показано с помощью вполне материальных средств: Спаситель стоит на облаке, которое напоминает кусок мрамора, а хоругвь в Его руках подобна опоре. Художник совмещает небольшие облака с огненными ангелами, образуя из них своеобразный венок, словно материализуя возможность подъема воскресшего в теле Христа на небо, объединив подъемную силу ангельских крыльев и воздушность облаков.

Окружающий пейзаж суров и аскетичен, каменистый ландшафт почти лишен растительности, ничто не отвлекает внимание от лиц участников события. Точно и тщательно переданы чувства персонажей: изумление и надежда Марии и апостолов, легкая грусть и обещание встречи на небесах во взгляде благословляющего учеников Спасителя.

Одежды учеников и Богородицы раскрывают всю богатую палитру мастера. Эти краски сияют особенно ярко благодаря тому, что даны в обрамлении строгого пейзажа. Розовые тона сочетаются с бледно-оранжевыми, розовато-красные с темно-зелеными, лиловые с изумрудно-зелеными, светло-желтые с синевато-стальными и розовыми, фиолетовые с серыми.

Лаконичное и яркое письмо Мантеньи придает изображению сияние. Это происходит благодаря особой передаче «воздуха» в картине, он совершенно прозрачный и даже кажется разреженным, каким бывает только в горах. Художник мастерски передал воздушную перспективу в изображении неба, которое занимает значительную часть картины. Глубина пространства неба показана не только цветом, но и подходом Мантеньи к прорисовке облаков. Христос уносится в ясную синь, передающую бесконечность и недосягаемость высоты Царства Небесного. Цвет одежды Спасителя перекликается с цветом неба, зримо показывая Его принадлежность уже к другому миру.

Народные традиции и обычаи праздника Вознесения Господня

За долгое время, прошедшее после крещения Руси, праздник Вознесения Господня в народном сознании объединил христианские традиции и народные аграрные обычаи. Переход весны в лето, освещенный заботой о будущем урожае, первые жаркие дни — все это слилось в сознании русского человека с церковным смыслом праздника, крестьянские обычаи были переосмыслены с точки зрения христианских ценностей. Те простонародные традиции, которые были не сильно изменены, показывают всю любовь крестьян к этому святому дню и степень включения его в крестьянский обиход.

Все сорок дней между Пасхой и Вознесением на Руси были особо окрашены вниманием к нищим и больным людям, кроме этого в эти дни старались не мусорить и не плевать на улице. Это происходило потому, что считалось, что все сорок дней по улице может ходить Сам Христос под видом нищего и Он мог наступать на мусор и грязь.  

Народ верил, что с Пасхи до Вознесения раскрыты двери рая и ада, грешники в аду не мучаются, а веселятся с праведниками: «С Велик-дня (Пасхи) до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Во многих местах Вознесение было днем поминовения усопших родственников.

В день Вознесения было принято ходить друг к другу в гости, традиция имела название «ходить на перепутье». Этот обычай был близок церковному пониманию праздника.

На Вознесение Господне на Руси было распространена выпечка особых блинов — «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки». Их готовили «Христу на дорожку». В некоторых местностях стряпали творожные ватрушки, края которых защипывали особыми ступеньками, они назывались «рогушки» или «преснушки». Также готовили обычные блюда для угощения гостей, пекли пироги-лестовки, с семью ступенями-перекладинами.

Бытовали и обычаи, с видимыми отголосками язычества. Приходящие в гости угощали хозяев печеными лесенками (лестовками, лествицами), которые замешивали из пшеничной муки на меду. Пеклись и простые ржаные хлебцы-лесенки, их оставляли на кладбище. Существовало поверье, что они помогут душам умерших подняться на небо. Оставляли лесенки также на поле, для того, что бы рожь выше тянулась к небу. Кроме этого, испеченые лествицы с семью ступенями (ведущими на Небо) бросали с колокольни. По упавшим пирогам гадали, каков будет путь человека ко спасению.

На Вознесенье водили хороводы особым способом  – «колоском». Ребята и девушки вставали лицом друг к другу и парами крепко брались за руки. В это время по сомкнутым рукам проходили маленькие девочки в веночках.

С этого праздника, люди перестают приветствовать друг друга возгласами «Христос Воскресе!».

Отношение к работе в Вознесение такое же, как и в воскресный день – если есть возможность, лучше посвятить этот день Богу. Если же необходимо совершать неотложные труды, особенно ради ближнего, то это грехом не является. Но ту работу, которую можно отложить, лучше перенести на другой день, освободив время для радости во Славу Божию.

С Вознесением связаны народные приметы, в основном погодные. Верили, что дождливый день в праздник предвещает неурожай и болезни домашнего скота. Роса в этот день считалась целебной, травы набирали свою силу.

Обсуждение закрыто.