В пятое воскресенье после Пасхи вспоминается встреча Иисуса Христа с самарянкой (самаритянкой) у колодца – история, традиции, особенности дня в православном календаре.
В пятую Неделю после Пасхи — встреча Христа и самарянки, фрагмент Священной истории, которое описывается в Евангелии от Иоанна. Воспоминанию этого события посвящена и вся последующая седмица.
Однажды Христос направлялся в Галелею вместе с учениками. Самый короткий путь пролегал через Самарию – место, где проживал родственный, но враждебно настроенный к иудеям народ. Спутники отправились в селение за провизией, а Христос остался отдыхать у старинного колодца Иакова.
Иисус захотел пить, но не мог почерпнуть воды из глубокого колодца. В это время за водой пришла женщина из Самарии и Христос обратился к ней за помощью. Самаритянка удивилась тому, что иудей попросил пить у нее, так как это считалось нечистым.
Спаситель ответил ей: «Если бы ты знала… Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую…кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Фотинья простодушно попросила у Господа такой воды, так как ей тяжело ходить к далекому колодцу. Но Спаситель велел ей привести мужа, который бы лучше понял Его слова. Женщина рассказала, что у нее нет мужа.
«Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил ей Иисус Христос.
Потом Фотинья вспомнила об ожидаемом Мессии, а Спаситель ответил, что это Он и есть. Женщина вернулась в свое селение и позвала жителей, которые пришли к колодцу и два дня не отпускали Иисуса, расспрашивая Его о вере, многие уверовали.
Вспоминая это событие Церковь молится в пятую неделю после Пасхи: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”
Известно, что Фотиния позже крестилась, и во время правления императора Нерона приняла мученическую смерть вместе со своими братьями.
Сюжет «Встреча у колодца» очень любим у христианских художников. При его изображении буквально следуют евангельскому тексту, помещая у колодца фигуру самарийской женщины, достающей из него сосуд с водой. Рядом с нею Иисус Христос, ведущий с нею беседу.

Г. Семирадский «Христос и самарянка у колодца»