Происхождение честных древ Животворящего Креста – история, особенности, тропарь и икона праздника

Праздник Всемилостивого Спаса по церковному календарю, Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня — Медовый Спас, Первый Спас в 2019 году — особенности богослужения, история, тропарь, икона дня, освящение меда.

Русская Православная Церковь 14 августа всегда отмечает праздник Происхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня, он приходится на первый день Успенского поста.

Икона Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня

Этот праздник был установлен в IX веке в ознаменование обычая проносить Честное Древо Креста по дорогам, улицам и близ источников воды Константинополя, чтобы прекратились болезни, которые часто начинались в это время года. Сначала праздник был только местным, но со временем принят во всех православных Церквях.

Праздник Изнесения Честных древ — Медовый Спас, является первым праздником августа, посвященных Спасителю Иисусу Христу. Поэтому его нередко называют Первый Спас или Первый Спаситель.

Русская Православная Церковь окончательно закрепила в календаре этот праздник в 1164 году. Именно в этот день войско князя Андрея Боголюбского одержало победу над  волжскими булгарами после того, как он вознес молитвы и попросил защиты и покровительства Богоматери. В походе русских воинов сопровождала чудотворная икона Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов. Со дня той победы, на Руси стало совершаться «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице».

Иконография праздника сложилась уже после татаро-монгольского нашествия, иконы многофигурны, имеют сложную композицию. Часто там изображается само событие освящение Константинополя, но известен и еще один тип – показывающий Москву, как Третий Рим.

Богослужение праздника своеобразно, оно напоминает службы Крестопоклонной недели Великого поста и праздника Воздвижения Креста Господня.

Вечером накануне праздника, священнослужители торжественно переносят в алтаре Крест с жертвенника на престол.

На утрене перед Великим славословием  настоятель храма переоблачается в облачение фиолетового или темно-красного цвета. При пении Трисвятого трижды совершается каждение престола, в то время, когда «Святый Боже» поется в третий раз, настоятель располагает Крест на голове и выносит его из алтаря через северные двери. Перед ним выносят две большие свечи.  На амвоне настоятель останавливается и возглашает «Премудрость прости», после чего при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» располагает Крест на аналое в центре храма.

Потом при пении «Кресту Твоему…» совершаются три земных поклона Кресту, поются особые стихиры и предстоятель совершает елеопомазание верующих.

Освящение воды

В сам день праздника перед началом литургии или сразу после нее совершают малое освящение воды. В этот день происходит освящение мёда урожая текущего года. Эта традиция и дала народное название праздника – Медовый Спас. В храмах собирается множество верующих и приносят мед, чтобы его освятить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *