Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, особенности и история праздника

Мозаичная икона Спаса Нерукотворного

Праздник Перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, Третий Спас, Малый Спас, Спас на полотне, Ореховый, Хлебный Спас – особенности, история, тропарь и икона дня.

Праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Спаса в 2019 году Русская православная церковь отмечает 29 августа. Это непереходящий праздник и всегда отмечается в этот день, сразу после окончания Успенского поста, на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Церковное предание рассказывает о том, что царь Авгарь из сирийского города Эдесса тяжело заболел. До него дошли истории о чудесных исцелениях Спасителя, Авгарь уверовал в Сына Божия и отправил гонца к Нему с просьбой прийти и исцелить его. А если Иисус не сможет прийти, то посланнику было велено сделать его портрет. Посланный художник подошел, когда Христос был среди учеников. Он встал на большой камень и начал рисовать, но портрет не очень получался.  Тогда Христос подозвал его, назвав по имени, и передал краткое письмо для Авгаря, пообещав там, что пришлет ученика для исцеления. После этого Спаситель попросил новый убрус (плат, отрез ткани) и воду, Он омыл лицо и утер его, в результате этого на ткани остался Божественный Лик.

Образ Спаса Нерукотворного

Когда живописец вернулся с письмом и убрусом в Эдессу, Авгарь возрадовался и почти полностью исцелился. Однако окончательно болезнь прошла только после того, как пришел ученик, апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и совершил обряд крещения над Авгарем и всеми жителями Эдессы.

Авгарь повелел сделать надпись на Нерукотворном Образе «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», после чего укрепил его на доске и разместил над городскими воротами. Много лет жители Эдессы склонялись перед образом Спасителя, проходя через ворота в город.

Образ Спаса Нерукотворного

Через несколько лет правнук Авгаря стал вновь поклоняться идолам и собрался снять Убрус со стены. В это время эдесскому епископу в видении явился Спаситель и повелел спрятать изображение. Епископ разместил перед образом лампаду и заложил нишу в стене глиняной плитой и кирпичами.  Позже, в VI веке, в трудное для города время, другому епископу было дано откровение о нахождении Убруса. Оказалось, что плат с Ликом замечательно сохранился, а на глиняной доске появился отпечаток. Отслужили молебен и неприятельские войска отступили от стен города.

Захватившие в 630 году Эдессу арабы не запрещали жителями почитать Нерукотворный образ и не тронули его, слава о чудесах, исходивших от убруса, разнеслась по всему Востоку.

Нерукотворный образ находился в Эдессе вплоть до 944 года, когда император Константин Багрянородный решил перенести его в Константинополь. Убрус и письмо к Авгарю были с большими почестями перенесены в Константинополь, в Фаросскую церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Далее предания разнятся. Есть версия, что Образ был увезен крестоносцами, во время их завоевания Византии, однако корабль затонул в Мраморном море. Другое мнение говорит о том, что Убрус оказался в Генуе и хранился в Варфоломеевском монастыре.

На Руси почитание Нерукотворного образа широко распространилось во второй половине XIV века, хотя еще в 1355 году московский митрополит Алексий доставил из Константинополя список иконы Спаса Нерукотворного и разместил в специально построенном для него храме. Сразу после этого Спасские храмы стали стоить по всей Руси.

Хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного начина с Куликовской битвы всегда сопровождало российское войско в битвах и сражениях вплоть до Первой мировой войны. Отсюда – «знамя», от названия этой хоругви «знамение».

Хоругвь с образом Спасителя

Образ Спаса Нерукотворного стал один из любимых в православии, его часто размещали на крепостных башнях русских средневековых городов.

В народе праздник Спаса Нерукотворного называют Третьим Спасом или Спасом на полотне, в этот день издавна освящали домотканые холсты (полотна), а также хлеб из зерна нового урожая. Название «Ореховый» связано с тем, что в это время начинался сбор орехов, поспевающие к этому времени.

Источник фото temples.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.