Праздник Святой Троицы — Пятидесятница

День Святой Троицы – содержание и смысл, особенности богослужения в Русской православной церкви, тропарь, западная и восточная иконография праздника Троицы, народные традиции, обычаи и приметы дня, праздник Троицы в храме, дома и на природе — что можно и нельзя делать.

Содержание, смысл и тропарь праздника Пятидесятницы – Троицы

Иконография праздника Троицы

Каноническая икона Пятидесятницы на примере Софийской таблетки, XV в.

Пентокостия Хуана Фландрского

Народные традиции и обычаи праздника Троицы

Что можно и что нельзя делать на Троицу

Содержание, смысл и тропарь праздника Пятидесятницы – Троицы

Троица – переходящий праздник, который всегда приходится на 50-й день после Пасхи. Праздник Пресвятой Троицы один из 12-ти главных православных праздников, который по-другому называется Пятидесятница или День Сошествия Святого Духа.

Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей к тому, что будет послан Дух Святой для их духовного возрождения.

Он предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и …изолью от Духа Моего на всякую плоть… Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26–27; Иоил.2:28; Ис.12:3, 44:3).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвятил Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.

«Я умолю Отца, – говорит Господь апостолам, – и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, – Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14:16–17, 26, 15:26).

Во второй главе Деяний святых Апостолов подробно рассказывается о событии, которое произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, в иудейский праздник Пятидесятницы. По преданию, в этот день апостолы собрались в Сионской горнице – той самой, где Христос преломил с ними хлеб на Тайной вечере. Они готовились к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, согласно обетованию.

И вот во время 9-го часа, когда народ обычно собирался в храм для молитвы и жертвоприношений, в горнице внезапно послышался шум, как будто над крышей пронесся бурный порыв ветра. Этот шум наполнил дом, где находились апостолы, одновременно появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из присутствующих. Языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. В эту минуту горница наполнилась другими звуками – апостолы стали разговаривать на разных языках, причем автор Деяний, апостол Лука, перечисляет представителей народов из разных мест, которые слышали на родном языке обращенное к ним слово Божие. Далее евангелист рассказывает о проповеди апостола Петра перед собравшимися, после чего окрестилось много народа, образовав единую Церковь Христову.

Именно День Сошествия Духа Святого считают Днем рождения Церкви Христовой — сообщества верных Христу людей, которых в Единое Тело объединяют церковные таинства. Иное название праздника Троицы – Пятидесятница, не только говорит о том событии, которое произошло на 50-й день после Пасхи, но и имеет ветхозаветные корни.

В древнем Израиле на Пятидесятницу отмечали праздник урожая и приносили в жертву Богу первые плоды. Со временем этому празднику стали придавать другое значение – в день Ветхозаветной Пятидесятницы вспоминали время, заключения Завета Бога с Моисеем, так как существовало Предание, это произошло примерно на 50-й день после выхода иудеев из Египта (События Ветхозаветной Пасхи). Новая Пятидесятница стала воспоминанием нового Завета Господа с людьми, обозначив этим преемственность церковной истории.

Рассеяние народов, которое произошло после попытки возвести Вавилонскую башню, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь вновь соединяет людей любящих Его и трудящихся над своим спасением ради Царствия Небесного.

На праздник Святой Троицы совершается одна из самых красивых служб в году. Православные храмы полны летней зелени — украшены внутри и снаружи березами, на полу лежит свежескошенная трава, часто выложены дорожки из цветов. Цвет облачений священнослужителей и убранства храма — зеленые.

Убранство храма на Троицу

Троицкое богослужение длинное, так как после литургии сразу служится вечерня с тремя коленопреклоненными молитвами. Верующие молятся о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Эти молитвы, совершаемые всеми на коленях, открывают новый период церковного года — «По Пятидесятнице» и завершают праздничный семинедельный цикл после Пасхи, когда не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Самая короткая и чаще всего употребляемая Молитва ко Пресвятой Троице звучит так:

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.

Иконография праздника Троицы

На Руси сложилось особое трепетное отношение к этому празднику. Большое распространение получил тип иконы Троицы, которая называется «Гостеприимство Авраама». Наиболее полно символика этого события – явления Пресвятой Троицы в виде ангелов праотцу Аврааму – была разработана Андреем Рублевым в иконе, которую он написал по просьбе Преп. Сергия Радонежского. Известны многочисленные списки с этой иконы. Часто этот образ именуют еще Ветхозаветной Троицей.

Так называемая Новозаветная Троица, где изображается все три ипостаси Бога, не является каноничным образом, хотя нередко встречается.

На иконе Сошествия Святого Духа на апостолов – Пятидесятницы – изображена Сионская горница в момент схождения на апостолов Святого Духа в виде языков пламени. Внизу располагается старик, называемый Космос (Cosmos), он олицетворяет собой весь сотворенный Богом мир, всю земную мудрость. Иногда на иконе Пятидесятницы изображают Богородицу, как причину всех этих событий.

Каноническая икона Пятидесятницы на примере Софийской таблетки, XV в.

Сошествие Святого Духа, Софийская таблетка
Икона Сошествия Святого Духа, Новгород XV-XVI в

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» входит в серию таблеток из собора Святой Софии в Новгороде. Таблетками называют небольшие двухсторонние иконы, написанные на тщательно пролевкашенной паволоке, которые, вероятно, применялись лишь на Руси. Они хранились в больших, дорого оформленных «годовых ковчегах».

К Софийским святцам относится и таблетка, на одной стороне которой написан образ «Сошествия Святого Духа на апостолов». Икона написана в соответствии с византийской традицией изображения праздника, но дополнена некоторыми чертами, которые распространились именно на Руси.

Ученики Христовы ожидали обещанного «крещения Святым Духом» (Деян.1,5). Они собрались в Сионской горнице, ее обозначают архитектурные кулисы, представляющие собой поднимающиеся с двух сторон изящные башни, занимающие значительное место в верхней части иконы. Сокровенность происходящего подчеркивает велум, перекинутый в проемах и дополняющий декоративную отделку этих условных сооружений, в которых традиционно угадываются элементы эллинистического зодчества.

Апостолы расположены полукругом, подобно сидящим за единым столом. В византийских и домонгольских образцах на переднем плане можно видеть подобие двери с замкнутыми створками, чем подчеркивается закрытость горницы, в которой апостолы «были единодушно вместе». Позднее русские мастера стали вместо «двери» изображать свод, в котором сокрыт старик в царском облачении – древнее олицетворение упорядоченности и гармонии мира – Космос. Он держит в широко распахнутых руках белый плат, с лежащими на нем двенадцатью свитками – знаками обращенного к миру учительства, предназначенными для апостолов.

Из синего сегмента у верхнего края иконы расходятся двенадцать лучей – языков пламени. Обретение апостолами благодати сошедшего Духа подтверждено их золотыми сияющими нимбами, а также обликом. Пронизывающий их свет отражается мягкостью на сосредоточенных ликах, его потоки, переданные яркими, ломкими пробелами, наполняют алые, синие и оливковые одежды апостолов. Руки учеников Христовых сложены в жесте благословения, который исторически является жестом оратора или же проповедника.

Немного по иному формируются традиции иконографии праздника в католической традиции, где утвердилось мнение, что вместе с учениками Христовыми в горнице пребывала Пресвятая Дева, некоторые жены-мироносицы, а также другие верующие, всего около 120 человек. Они готовились к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, согласно обетованию.

Пентокостия Хуана Фландрского

Пятидесятница, Сошествие Святого Духа, Пентокостия Хуана Фландрского

Картина художника Хуана Фландрского «Пятидесятница» выполнена в соответствии с традицией изображения праздника Сошествие Святого Духа в Западной церкви. Она написана маслом на деревянной панели, где автор нарисовал Сионскую горницу, особо подчеркнув это архитектурными элементами. Самый передней план картины занимает высеченная из мрамора колонна, на детализированном стилобате, идущем по нижнему краю, надпись La Pentecostes. Художник тщательно прописал резные скамью и стул, а также изящно отделанный деревянный трон, на котором восседает Богородица.

Следуя преданию, Хуан Фландрский разместил на картине много человек. Слева от Богородицы можно узнать апостола Петра. Справа художник изобразил мужчину, у которого только начинает отрастать борода. Предположительно, это Павел, так как до своего крещения он брил бороду, как римский гражданин.

Композиция картины не симметрична, центральная фигура Богородицы немного смещена влево. На Ее коленях лежит открытая книга, которая символизирует, что в данный момент исполняются пророчества.

«И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять», доносит Ветхий Завет слова пророка Иезекиля (Иез.36:26–27), о подаче народу Божьего Духа Святого говорили также пророки Иоиль и Исайя.

Художник изобразил Пресвятую Деву в одежде, подобной той, которую носили замужние женщины на его родине – Фландрии. Большой белый голубь спускается в горницу прямо над Марией, источая из себя многочисленные язычки пламени.

Среди находящихся рядом с апостолами можно увидеть представителей разных народов. Таким образом, художник показывает, что апостолы начали говорить на разных языках и напоминает о словах евангелиста Луки: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян.2:7,8). Мастер нарочито расположил всех присутствующих очень близко друг к другу, это создает впечатление, что сходящий Святой Дух буквально объединяет всех под Своими крылами в единую Церковь.

Народные традиции и обычаи праздника Троицы

Старинная традиция украшения храмов на Троицу березами и травами имеет несколько объяснений.

  • Во-первых, в воспоминание праздника иудейской Пятидесятницы, когда отмечали дарование Моисею Десяти Заповедей на горе Синай. По преданию, тогда был весенний день и вся гора была покрыта цветами и зеленью. Предполагают, что с этим и связан старинный обычай украшения храмов и домов зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской вместе с Моисеем.
  • Во-вторых, березы, одни из самых распространенных деревьев на Руси, они напоминают о зеленой дубраве Мамвре, где рос тот самый дуб, под которым праотцу Аврааму явился Господь — Святая Троица, в виде трех ангелов. Именно это событие изображается на иконах Ветхозаветной Троицы.
  • В-третьих, на Руси употребление зеленых ветвей и трав на Троицу переплетается с древними народными праздниками перехода весны в лето – Семиком, Веношником, Русальской неделей и другими.
  • Кроме этого, часть исследователей традиций христианства на Руси считают, что раскладывание травы на полу и, следовательно, «попирание» ее ногами является символом победы над язычеством, в котором поклоняются сотворенной Господом природе, а не самому Творцу.

Славяне обычно праздновали Троицу три дня, начиная с четверга, часто называя эти дни «Зелеными святками». В эти дни водились хороводы, устраивались смотрины невест, для которых готовили особые наряды, плели венки из срезанных ветвей и цветов, а также переплетали верхушки молодых кленов и берез — провожали весну и встречали лето. Просватанные на Троицу пары чаще всего венчались на Покров, это считалось добрым обычаем и хорошей приметой для молодоженов.

Считалось, что именно к празднику Троицы травы и листья набирают свою природную силу и поэтому именно в это время проводили сбор многих лекарственных растений, а также занимались заготовкой веников для бань.

На Руси вплоть до ХХ века в простом народе существовал обычай плача над зеленой веточкой или пучком травы перед принесением их в храм. В народе предполагали, что это поможет с дождями и убережет посевы от засухи. Церковь к этому обычаю относилась нейтрально.

Дождь на Троицу всегда считался особым Божьим благословением.

Трепетное отношение к троицким травам, тем более побывавшим в храмах – окажденным ладаном и окропленным святой водой, осталось и в настоящее время. Верующие нередко собирают траву и цветы, которыми были украшены храмовые иконы, а потом их высушивают и позже используют. Их добавляют в чай, заваривают для омывания или складывают в специальный мешочек-саше, который кладут под подушку для вдыхания аромата трав во время сна. В деревнях, оставшуюся собранную в храмах на полу траву, всегда скармливают животным.

Через некоторое время неиспользованные сухие ветви и травы можно сжечь, закопать под деревом или пустить в проточную воду — реку. Им не надо придавать никаких сакральных значений и приписывать какие-либо особые чудодейственные свойства – убирание троицкой травы «в непроходном месте» это дань уважения к празднику.

Прихожане преклонного возраста нередко складывают высушенную троицкую траву в подушечку, которую завещают положить себе в гроб в изголовье. Это также не является никаким специальным «пропуском в рай», а просто старинным трогательным обычаем.

Что можно и что нельзя делать на Троицу

Этот день называют Днем Рождения Церкви, поэтому лучше провести этот праздник в храме. Известно много традиций, связанных с этим праздником. Однако многие из них имеют языческие, противоречащие духу православной Церкви, корни. Поэтому надо разбираться, какие обычаи созвучны православию, а какие нет.

Надо знать, что в православной Церкви нет каких-либо специальных ограничений или особенных рекомендации, что нужно или, наоборот, запрещается делать в праздники. Существует единственное пожелание –помолиться в этот праздничный день в храме и не заниматься тем, что может повредить душе христианина.

Церковь на Троицу не запрещает купаться, ходить в лес и даже работать, если есть большая необходимость в этом. Главное, быть добрым и внимательным к своим близким, постараться провести свободное время вместе с ними, а также помогать нуждающимся.

Однако надо понимать, что заботы по домашнему хозяйству, например работу на огороде, стирку или уборку лучше перенести на другой день. Но это никак не относится к тем трудам, которые совершаются ради помощи ближнему.

Существует простонародное поверие, что на Троицу запрещено купаться, причем некоторые не рекомендуют даже принимать душ в этот день. Корень этого запрета кроется в глубокой древности. Он связан с тем, что в эти первые летние дни на Руси вспоминали утонувших, считалось, что те, кто погиб в воде в эти дни проявляют активность, как русалки, и могут утащить на дно. Конечно, это никак не соотносится с христианским пониманием праздника, поэтому никаких оснований для запрета купания на Троицу нет. Единственное условие, что бы поход в этот день на пляж не мешал посещению храма.

А помянуть утонувших и всех усопших, а также сходить на кладбище можно заранее, на Троицкую родительскую субботу – в день, который предшествует Троице.

Венчания на Троицу, как и на все двунадесятые праздники православной церкви, не проводятся. А вот крестить детей на Троицу можно, для совершения таинства Крещения запрещения нет.

Обсуждение закрыто.